Молох в мифологии — одно из самых спорных существ. Ему попеременно приписывали божественную или, наоборот, демоническую сущность. До сих пор не утихают споры о том, кто такой Молох — как в среде демонологов, магов и эзотериков, так и среди историков и археологов.
Молох в мифологии — самые древние упоминания В мифологии Молох упоминается в первую очередь в семитских преданиях и ветхозаветных книгах. Так, одно из самых первых упоминаний в Торе запрещает под страхом смерти евреям отдавать своих детей Молоху. Любого, уличенного в подобном идолопоклонстве, немедленно должны убить его соседи и близкие. При этом чаще всего говорится, что дети, которых отдают Молоху — попадают в огонь. Это — один из первых спорных моментов, касающихся этого существа, идола или бога. Некоторые историки считают, что это обозначало лишь ритуальные танцы и прыжки через костер. Другие же говорят, что речь идет непосредственно о детских жертвоприношениях. Особую связь с Молохом имел культ Баала, распространенный в семитских странах. Баалу поклонялись в Финикии, Тире и, впоследствии — Карфагене. Именно в Карфагене возникла традиция сожжения всех детей, погибших в возрасте до семи лет. Изредка даже практиковалось непосредственное принесение в жертву живых детей в момент сильной нужды карфагенян. Подобное жертвоприношение называлось «молх», что явно созвучно с именем этой сущности. Некоторые лингвисты проводят прямую параллель между этими традициями. Что, в свою очередь, позволяет им заявлять о в корне неверных трактовках Торы, Талмуда и Ветхого Завета в целом.

Распространение же мнения, что Молох является демоном, стало популярным со Средних Веков. Именно тогда были написаны знаменитейшие гримуары, описывающие самых разнообразных жителей Преисподней. Многие из демонов ранее являлись богами и очевидно, что информацию о них авторы черпали непосредственно в иудейских источниках. Но даже в средние века между большинством магов велись споры относительно того, является ли Молох определенной персоной, как демон Вельзевул, либо же просто какой-то какой-либо разновидностью демонов, как бес Абара. В частности, во многих трактатах религиозного смысла молохи упоминаются во множественном числе.

Кровавая жертва Молоху — как она производилась По семитским легендам и преданиям кровавая жертва Молоху, вне зависимости от источников, всегда была связана с огнем. И, практически всегда, за исключением самых редких случаев, в жертву приносились именно дети. Тем не менее, встречается и упоминание, что этому идолу нельзя отдавать собственное семя. Возможно это связано с типичными традициями народов-земледельцев, связанными с плодородием. Мужское семя считалось источником жизни и часто выступало в качестве ритуальной жертвы для будущего урожая. Так или иначе, но судя по строгости запрета на поклонение Молоху, или же совершение молха, в зависимости от трактовки, эти ритуалы были распространены повсеместно по территории обитания семитских народов. Непосредственных описаний Молоха в этом контексте в Библии не было, но известно, что этот бог, демон или идол имел бычью голову или бычьи рога. Некоторые считают его олицетворением Золотого Тельца. Другие же предполагают, что детей действительно кидали в жаровню, которая располагалась внутри металлического идола. По одной из версий, жаровня находилась внутри идола, а детей давали ему в раскаленные руки, чтобы они буквально жарились заживо.

Особенно интересна связь Молоха и геенны огненной, которая является одним из основополагающих принципов иудаизма, ислама и христианства. Само слово «геенна» возникло от названия долины Енном, расположенной неподалеку от Иерусалима. Именно в этой долине долгое время совершались жертвоприношения язычников огню, а впоследствии — просто сжигался мусор и тела животных. Возможно, именно из-за этого возникло мнение, что в геенне огненной обитают молохи.

Считалось также, что Молох являлся богом удачи, которая постигала того, кто вознес ему страшную жертву. Спасение Карфагена от греков после жертвоприношения детей знати лишь укрепило веру в это. Именно поэтому среди православных есть традиция не просить у Бога удачи — не поминать имя кровавого беса.
Такого рода ритуальные детоубийства впоследствии были запрещены Моисеевым Законом и карались смертной казнью (Лев.18:21; Лев.20:2), однако вплоть до Вавилонского плена (586 до н.э.) семиты не прекращали их практиковать.