12 сентября 1940 г. четыре приятеля-подростка: Марсель, Жорж, Джим и Симон с собакой Робот гуляли в лесу, в окрестностях своей родной деревни Монтиньяк, в долине Дордонь и взобрались на холмы Ласко, чтобы поиграть. В конце дня ребята обнаружили, что потеряли Робота, и отправились его искать.
Собака провалилась в дыру, уже известную Марселю. X. Бауманн в своей книге «Пещеры великих охотников» приводит слова Марселя: «Я знал, что это: это — пещера. Но невозможно сказать, насколько она велика и насколько вглубь она уходит». Мальчики решили сбегать за снаряжением, прежде чем лезть в темноту и неизвестность. На следующее утро они вернулись с веревками и фонарями и спустились в таинственную пещеру в поисках пса.
Место, куда они попали, было одним из самых важных и необычных мистических святилищ доисторического человека. Ласко — одна из самых крупных пещер, где наскальная живопись прекрасно сохранилась. Комплекс состоит из главной, пещеры, шириной двадцать метров и высотой пять, известной теперь как «Пещера быков», и многих крутых галерей. Живописные, графические и высеченные изображения животных покрывают стены: это дневник эпохи палеолита.
Углеродный анализ показал, что загадочную пещеру использовали в период приблизительно с 15 тыс. до н. э., когда и было создано большинство рисунков, и вплоть до 9 тыс. до н. э.
Впервые таинственную пещеру взялся исследовать французский археолог Анри Эдуар Проспер Брейль, прославившийся как «отец доисторических исследований». Изучать загадочные рисунки было порой непросто, поскольку многие находились в труднодоступных местах. Брейль и его сотрудники решили, что за долгие годы дно пещеры осело и рисунки оказались выше, чем первоначально, — в древности до них было легче добраться. Тем не менее, ученые предположили, что уже тогда для создания рисунков использовались лестницы и леса — фактически в пещере были обнаружены гнезда для перекрытий лесов.
Весть об открытии разошлась, и люди со всех концов света стали съезжаться сюда, чтобы посмотреть на рисунки, после того как в 1948 г. комплекс был открыт для широкой публики. Каждый год пещеру посещало до ста тысяч туристов. К сожалению, очень скоро от наплыва посетителей, проникновения света в пещеру и возрастающего движения транспорта поблизости цвета и детали изображений стали тускнеть. На стенах появилась плесень. В результате в 1963 г. пещера была закрыта для публики.
Мистические рисунки на стенах изображают множество животных: быков, бизонов, лошадей. Всего насчитывается около шестисот рисунков животных и почти полторы тысячи высеченных на стенах изображений. Рисунки сделаны на светлом фоне с оттенками желтого, красного, коричневого и черного. Пожалуй, самые замечательные изображают четырех больших быков длиной около 5 м и таинственного двурогого зверя — последний, вероятно, мифическое существо.
В таинственной пещере также есть изображения человека. Интересно, что изображения животных более верны и детализированы, чем изображения людей, которые скорее похожи на палочки. Предполагают, что животные были более важны для художников. Изображая животных, охотники надеялись привлечь добычу и обеспечить себя пищей и прочими запасами. Таким образом, рисунки выступали в качестве мистических помощников охотников. Брейль отмечал, что (цитата из книги П. М. Гранда «Доисторическое искусство: живопись и скульптура палеолита»): «Только те племена, которые жили охотой и рыболовством, практиковали эту охотничью магию».
Следовательно, пещеры были не домами древних людей, а первыми храмами, где они молились своим таинственным божествам, прося у них удачной охоты. Даже если это не были молитвы в нашем понимании, древние люди могли, глядя на эти изображения, воображать себе будущую охоту в надежде, что боги действительно сделают ее удачной. Пещеры, подобные Ласко, были святилищами, где находились священные для их обитателей изображения. Гранд описывал их как «места, специально выбранные для хранения секретов той или иной цивилизации».
Пещера Ласко была внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1979 г. Учитывая интересы туристов, в 1983 г. была создана частичная копия пещеры, точно повторяющая оригинал и известная как «Ласко II». Она была открыта для туристов неподалеку, и к середине 1990-х гг. уже принимала около трехсот тысяч посетителей ежегодно.
В августе 2000 г. ученые выдвинули интересную гипотезу относительно таинственных изображений в пещерах Ласко. Доктор М. Раппенглюк из Мюнхенского университета предположил, что рисунки могли изображать части ночного неба. Художников из Ласко завораживало царство богов. Одна такая доисторическая карта была найдена в части пещеры, известной как «Шахта мертвеца». Там на стене нарисованы бык, птица на палке и фигура получеловека-полуптицы. Раппенглюк считает, что конуры этих трех изображений образуют карту, на которой глаза животных соответствуют звездам Денебу, Веге и Альтаиру. Это звезды так называемого Летнего Треугольника, они ярче других выделяются на ночном летнем небе юга Франций. Ближе к выходу находится еще одно изображение — сложный рисунок быка, на котором можно разглядеть Плеяды — звезды, известные под названием «Семь сестер». Плеяды часто упоминаются в отчетах движения «Новая эпоха» и в заявлениях так называемых контактеров с НЛО, — тех, кто утверждает, что входил в контакт с инопланетянами. Раппенглюк считает, что рисунки в пещерах являются свидетельством интереса древнего человека к звездам. «Это карта доисторического космоса, — говорит он, — таким древние люди видели небо: полным животных и духов-руководителей».