Великаны в древней Карелии

Появилась на свет: 21st Октябрь 2018 Мыслитель Punch С уклоном: Мифология и Фольклор
В 2ух словах: , , , ,

Живое народное предание во всей Финляндии и некоторых уголках Карелии приписывает принадлежность, кое-где сохранившимся еще могильным каменным грудам и курганам, нефинскому народу, населявшему в древнее время всю Финляндию, северную часть Скандинавии и даже Карелию на нынешних территориях Кемской и Олонецкой губерний. Финское название этого древнего народа – хийси. Именно под названием хийси, этот древний народ в преданиях финнов слыл великанами, обладавших исполинской силой.

Гандвик

В связи с тем, что с началом систематических путешествий и географических открытий вся земля до Белого моря и далее становилась известной, явилась необходимость создания этнографических карт, с указанием народностей, проживавших на этих территориях, однако с представлениями о севере всегда связывалась «страна великанов».

звестно, что «Белое море» — название русское. Путешественники, приезжавшие в средние века к устью Северной Двины, впадающей в Белое море, уже застали это название, на что указывает обозначение моря на карте самого знаменитого картографа ХVI века Меркатора. К концу ХVII века окончательно восторжествовало уже русское название Белого моря. Хотя в далекие стародавние времена оно называлось Гандвиком. Интересно, что «Гандвик» у скандинавов означал «Залив чудовищ».

Отрывок одной саги об открытии Норвегии начинается так: «Форниот назывался король: он властвовал над Йотландом, как называли тогда Финланд, и Квенландтом. Король этот являлся прадедом Нора, но других подробностей мы о нем не знаем». Эти строки писались о временах, когда еще ни Норвегия, ни Финляндия не были заселены историческими народами. Тем интереснее для нас само имя Форниот, которое обозначает «великан прежних времен».

i 485

По мере заселения северных территорий, великаны уходили все дальше на север. Так датский историк Саксон Грамматик (1140-1206 гг.) упоминает, что «гиганты теперь удалились в те пустыни, которые лежат по ту сторону Гандвика, на север от Норвегии». Кстати, у многих народностей (финнов, шведов, саамов, карел) сохранилась память о переселении «гигантских людей» в стародавние времена.

Арабский историк Ибн-Фадлан, в начале Х века узнав, что «есть в Волжской Булгаре какой-то необыкновенный великан», обратился с запросом к самому булгарскому царю. Царь отвечал, что действительно был такой великан в его стране, но помер; да и был он не из его людей и «не настоящий человек». «А был он ростом локтей двенадцать (около шести метров), голова у него была с большой котел, огромный нос, глаза и пальцы преогромные. Был он от народов веси. Я видел кости его – они необъятной величины»,- отмечает Ибн-Фадлан.

Весь – предки нынешних вепсов – стали занимать территорию Карелии к концу I – началу II тыс. н. э. Первые сведения о веси в русских письменных источниках относятся к 859 году.

ljudi giganty 2

А арабский путешественник, ученый и богослов начала ХI века Абу Хамид Андалуси также посетил столицу Волжской Булгарии и встретил там такого же великана из племени адогитов, но только живого. «Он брал лошадь под мышку, как человек берет маленького ягненка. А сила у него была такая, что он спокойно ломал рукой голень лошади и разрывал мясо и жилы, как другие рвут зелень»,- указывал Андалуси.

Отметим, в связи с этим, что в VI веке н.э. готский историк Йорнанд писал о землях, расположенных на восток от Скандинавского полуострова, что «внутри этой земли находится очень обширное озеро, из которого, как из чрева, выходит река Ваг и катится стремительно к Океану».

Еще русский историк И. Забелин отмечал, что «на востоке от Скандинавии расположено самое большое озеро Ладога, из которого, действительно, как из чрева, катит свои воды в Океан, то есть в Финский залив, река Нева. Кроме того, озеро Ладога соединяется с Онежским рекой Свирью, а от Онежского озера недалеко течет река Выг, впадающая в большое озеро Выг и из него, также, как из чрева, протекающая в Белое море и в Океан».

Похожая мысль  Пропавший день

На этой территории, по словам Йорнанда, «проживают различные народности, в том числе чудь, а еще далее на восток – адогиты». Кстати, название «адогиты» созвучно Ладоге и ладожанам по мнению арабских писателей.

snow giant by benco42 d59prgp

В «Истории» датского короля Христиана 4 за 1601 год есть следующий любопытный рассказ. По преданиям лапландских старцев «был некогда в Кореле и во всей корельской земле великан по имени Валит. И посажен был тот Валит на Корельское владение от Новгородских посадников. Он сам собою был дороден, ратный человек и к рати необычайный охотник». Однажды, «во славу свою, принесши с берегу, своими руками положил камень, в вышину от земли есть и ныне больше косой сажени. Тот камень по сей час слывет «Валитов камень».

Легенды о великанах еще до недавнего времени можно было услышать в отдаленных уголках Карелии. Наиболее интересные из них – легенды о роде Пайвиэ, ведущего свое начало «из богатой песнями Корелы». Из трех сыновей Пайвиэ, Олоф был самый знаменитый. В доказательство силы Олофа из поколения в поколение передается следующий рассказ: «Раз Олоф возвращался с рыбного лова и был настигнут непогодою. Опасаясь грести против волн, грозивших потопить его лодку, нагруженную сетями и рыбой, решился он пристать к берегу. Пристав, взвалил он тяжелую лодку на плечи и понес ее на себе».

Другой рассказ был следующего содержания: «Раз Олоф ходил по лесу, видит Стало силится поднять камень. А камень был такой неслыханной величины, что Стало поднять его не мог, почему стал его тихо ворочать. Притаясь, подглядывал Олоф на усилия Стало, наконец, вышел из своей засады, посмеялся бессилию Стало и перенес камень на место, куда следовало».

e9893966396c726e3a7aea838d608305

К рассказам этим следует прибавить, что Стало древних корел совершенно соответствует йятте (великан) шведов и хийси финнов. Стало рисуются обыкновенно племенем диким. Во времена язычества они обитали на нынешних территориях Лапландии и северной Карелии, по введении же христианства и приходом новгородцев удалились в еще нетронутую тайгу.

В книге выдающегося российского этнографа и археолога Теодора Швиндта «Народные предания северо-западного Приладожья, собранные летом 1879 года», которая давно уже стала библиографической редкостью, приводятся уникальные сведения о «великанах древней земли Корельской».

«На Ладожском побережье, — пишет Т. Швиндт, — существует предание, что когда-то в этих местах жили огромные люди, так называемые метелиляйнены, или мунккилайнены, которых постепенно вытеснили отсюда лапландцы и финны». Метелиляйнены отличались громадным ростом и невероятным шумом, который они производили при своем передвижении по лесу, откуда, собственно, происходит и их название (от слова «meteli» – шум).

609276 900

«Легенды о метелиляйненах, — указывает далее Т. Швиндт, — сохранились почти повсеместно, но особенно много их в Куркийокской волости (ныне поселок Куркийоки Лахденпохского района). Вероятно, потому, что в некоторых местах существует немало реальных доказательств деятельности людей-великанов: это и очищенные от леса поля, и время от времени попадавшиеся в земле громадные человеческие кости, и брошенные метелиляйненами плуги, а также огромные валы в горах и на островах».

Выдающийся художник и мыслитель Н. К. Рерих, будучи в начале двадцатого века в Карелии и Финляндии, проявлял пристальный интерес к древностям и фольклору северных народов. На основе слышанных им легенд о «северных великанах», он написал даже поэтическую сказку «Лют-великан», в которой описывает могилы исполинского народа:

«Знает народ Люто-озеро,

Знает могилы длинные…

А длина могилам – тридцать саженей…

Великаны снесли камни на могилы.

Как ушли великаны, помнит народ».


CAPTCHA Image
Reload Image