На горном плато длиной в 60 и шириной в 5 миль, расположенном недалеко от океанского побережья Перу, находится загадочная территория, которая на протяжении десятков лет является предметом многочисленных дискуссий. Она называется Пампа Колорада («Красная равнина») и была населена народом наска. Оставшееся после них наследие является самым удивительным в мире примером искусства обработки земли.
Здесь расположены тысячи вырезанных в почве таинственных линий, которые, если смотреть на них с земли, представляются беспорядочными и бессмысленными, а с воздуха видно, что они являются частями огромных узоров и изображений животных. Исследователь Вильям X. Айсбелл разделил все изображения на следующие категории: длинные прямые линии, геометрические фигуры, изображения растений и животных (в том числе птиц, пауков, рыб и обезьян), каменные насыпи и загадочные украшения на склонах холмов. Протяженность некоторых линий достигает нескольких миль, их ширина колеблется от 14 см до нескольких сот метров, а назначение остается загадкой. Считается, что возраст местных таинственных изображений составляем минимум полторы тысячи лет.
Земля в этом районе состоит из двух слоев: первый образуют темнее камни, лежащие, поверх слоя мягкой почвы. Изображения создавались путем удаления камней таким образом, что обнажалась более светлая поверхность. Камни использовались потом для создания насыпей. Стабильный климат, присущий этому региону, один из самых сухих и маловетреных в мире, способствовал тому, что линии сохранялись на протяжении веков.
Основной вопрос, которым задаются все занимающиеся этим явлением: зачем людям, неспособным подняться в воздух, понадобилось создавать изображения, которые можно увидеть только с высоты? Ответы и предположения исследователей многочисленны и часто противоречивы: от идеи о нежелании художников сделать свои творения доступными для окружающих до гипотезы об использовании этой территории в качестве посадочной площадки для кораблей инопланетян. Автором последней версии выступил Джеймс В. Моузли, предположивший в статье, опубликованной в «Фэйт» в октябре 1955 г., что загадочный народ наска скорее всего создал эти фигуры «для подачи сигналов пришельцам с другой планеты или иной сверхразвитой цивилизации на Земле, представители которой периодически наносили визит племени». Эта идея была подхвачена Луисом Повелсом и Жаком Бержье в книге «Утро Могикан» и в конечном итоге обрела определенную популярность, особенно после того, как была еще раз озвучена в книге швейцарца Эриха фон Деникена «Колесницы богов?». Последний считал даже, что вся равнина представляла собой «аэродром» для пришельцев.
Другие ученые придерживаются мнения, что люди племени наска могли подниматься в воздух при помощи шаров, заполненных горячим воздухом, правда, попытки доказать это привели к очередной вспышке полемики. Доступные на сегодняшний день исторические свидетельства в пользу этой теории можно разделить на две группы: с одной стороны, на керамических изделиях, обнаруженных при раскопках на этой территории, были обнаружены изображения, напоминающие шары или аэростаты; с другой — многие линии заканчиваются широкими круглыми «очагами», заполненными почерневшими камнями, местами, откуда, возможно, запускались самодельные летательные аппараты. Билл Спорер попытался проверить эту гипотезу, создав воздушный шар из материалов, доступных наска того времени, и запустив его с места расположения одного из таких «очагов». Шар поднялся на высоту 120 м и несколько минут продержался в воздухе.
Возможно, идея о наблюдении изображений с высоты возникла у современных ученых вследствие того, что они рассматривают это явление с позиции «западной» культуры. Очевидно, на них стоило бы попытаться взглянуть, включив воображение. Эксперт по наскальным изображениям Виннипегского университета Перси Б. Кларксон совершила прогулку по линиям, мысленно представляя себе то изображение, по фрагментам которого она передвигалась. Позднее сделанные ею зарисовки полностью совпали с кадрами, полученными в результате аэрофотосъемки. Возможно, для создателей этих картин мысленное представление образа и перенос его на землю составляли часть мистического религиозного ритуала.
Не исключено также, что огромные рисунки создавались для того, чтобы боги смогли их заметить с высоты своего роста. Такое поверье могло существовать у наска, оно было характерно для многих древних культур. Одновременно таинственные фигуры животных могли олицетворять образы, в которых, согласно преданиям, боги спускались на Землю.
Исследование, проведенное в 1984 г. добровольцами из «Вахты Земли», международной некоммерческой организации, поддерживающей научные изыскания, подтвердило, что создание таких изображений вполне возможно без использования летательных аппаратов или подключения внеземных цивилизаций. Участники эксперимента за полтора часа нарисовали на земле прямую линию, заканчивающуюся спиралью. Длина изображения составила 35 м, а ширина линии — 1 м.
Американский ученый Пол Куск был уверен, что на мистических равнинах Наска представлен «крупнейший в мире справочник по астрономии», где каждая черта имела отношение к конкретному небесному явлению. Несмотря на то, что Куск умер до того, как смог полностью обосновать свою теорию, его исследования продолжила астроном и математик из Германии доктор Мария Рейх. Она предположила, что линии взаимосвязаны с астрономическими конфигурациями. Такое заключение не вызвало одобрения в академической среде. По мнению оппонентов, некоторые совпадения носили лишь частный характер и не могли быть доказаны научно. Не смущенная критическими замечаниями, Рейх продолжала изучение линий и изображений на протяжении пятидесяти лет даже после того, как оказалась прикованной к инвалидному креслу. После ее смерти в 1998 г. в возрасте девяноста пяти лет президент Альберто Фудзимори сказал: «Это чрезвычайно болезненная утрата для перуанской археологии… Возможно, следовало бы переименовать линии наска в ее честь». Только благодаря усилиям Марии Рейх 200 квадратных миль пустынной территории были включены в 1995 г. в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Большинство археологов поддерживают гипотезу о том, что линии маркируют основные направления в системе ирригации, а изображения имеют религиозное значение и отмечают места паломничества, места силы. Впервые такая теория была предложена перуанским ученым Мехиа Хэсспе в 1962 г. и основывалась на параллели с традициями инков. Инки верили в то, что природный ландшафт насыщен таинственной энергией (сейчас об этом говорят все те, кто так или иначе связан с почитаемыми, священными местами разных стран). Астроном и антрополог Энтони Авени возглавил созданную при Колгейтском университете в Нью-Йорке группу, занимавшуюся сравнительным анализом линий наска и системы сек в столице инков Куско (см. главу «Саксайуаман»). Это исследование показало, что загадочные линии расходятся из центра, подобно спицам колеса. После изучения 800 миль Авени пришел к выводу, что каждый из центров, в котором сходились лучи, «обладает сверхъестественным сходством» с любым другим. Каждый расположен на натуральном или искусственно созданном возвышении и мог быть использован как указатель. От каждой возвышенности исходит до 40 линий, многие из которых связывают соседние холмы, и линии ориентированы на водные источники. Авени говорит также: Весь комплекс фактов позволяет с уверенностью заявить по крайней мере о том, что система этих линий была каким-то образом связана с водой».

Археолог Джоан Рейнхард соглашается с установкой, что существует связь между водой и ритуалами, определенным образом отраженная в системе рисунков: «Прямые линии представляют собой священные дороги к местам добычи воды. Возможно, таким образом происходило поклонение божеству океана или гор».
Несмотря на свою исключительность благодаря гигантским размерам, примеры искусства земляных изображений наска не уникальны. Традиция создания таких загадочных изображений существует на протяжении Тихоокеанского побережья, начиная с Центральной Калифорнии и заканчивая севером Чили. В 850 милях от равнин Наска расположена самая крупная в мире человеческая фигура, известная как Гигант Атакамы, достигающая 120 м и также окруженная линиями непонятного назначения. На Тихоокеанском побережье в районе предгорья Анд находится таинственное изображение, напоминающее канделябр или трезубец. Южнее высится Сьерра Пинтада («разрисованная гора»), покрытая вырезанными на склонах огромными мистическими изображениями спиралей, кругов, воинов и кондора.
Возможно, единственное предназначение этих линий и для народа наска, и для нас состоит в том, чтобы стимулировать любопытство и способность размышлять. Как сказала однажды Мария Рейх: «Мы никогда не узнаем всех ответов, вот в чем заключается настоящая тайна».
С местом положения равнины можно ознакомиться на карте аномальных зон.