Мифы, застывшие в камне

Появилась на свет: 2nd Ноябрь 2020 Мыслитель Punch С уклоном: Мифология и Фольклор
В 2ух словах: , , , ,

Легенды, застывшие в камне… Разные страны, разные народы, и – множество мифов. Великие герои, ставшие могучими скалами. Демоны, превращённые в уродливые утёсы. Таинственные персонажи, живущие в самой глубине гор. Печальная история полузмеи Медузы Горгоны, одним своим взглядом обращающей всех в каменные изваяния. А что будет, когда в самом конце времён они стряхнут с себя это змеиное проклятье оцепенения и вновь оживут? Какими они вернутся?

Кто знает – как давно это было… Жили тогда два брата. Одного звали Жигуль, а второго – Сокол. Поспорили они однажды из-за одной девицы, и спор даже перерос в драку. Да только зря ругались братья, потому как девица та была самой Волгой, и смогла она проскользнуть между дерущимися, чтобы убежать к своему возлюбленному, Каспию. Окаменели тогда Сокол и Жигуль, так и появились на Земле новые горы. Нарекли их люди Сокольими, да Жигулёвскими.

До середины восемнадцатого века Жигули назывались Девьими горами. Древняя карта здешних мест, датированная 1459 годом, именует этот район Амазонией. Народные поверья и результаты археологических раскопок единодушны в объяснении причин такого названия. Примерно в первом тысячелетии тут жило воинственное племя «богатырок». Никто не мог сравниться с девами-воинами в искусстве боя. Ни многочисленные «добры молодцы», ни таинственные «калики перехожие». Легенды уверяют, что зачарованные клады «богатырок» и их каменные гробницы до сих пор надёжно скрыты в недрах гор.

«Злой дух обитает в старинной гробнице. Открывший – захлопни, захлопни скорей! Но поздно, и бедствию дали разлиться, И лучших оно не щадит королей!». Это – один из катренов Нострадамуса.

Фото "малая гора идолов"

Много преданий связаны с этими краями. Одно из них, русское, повествует о богатырше Бориславне, которая прятала в Жигулях, «под скалистым курганом», некое сокровище, привезённое с Востока (!). И, якобы, курган сам откроется перед героем с чистым сердцем. Другое, мордовское, рассказывает о царевне Анне-Патерь. Её крепость была разрушена врагами, а сама она бежала в Жигулёвские горы. Все её преследователи погибли один за другим, уничтоженные колдовскими огнями, а сама Анна укрылась в одной из пещер, где и погрузилась в волшебный сон. Говорят, что она проснётся в день страшного суда. А ещё говорят – иногда, при полной Луне можно увидеть призрак Анны, величественной женщины на белом коне, которая держит в руках горящий странным голубым пламенем факел.

Установлено – великое множество шахт, галерей, пещер и переходов хранят в своей толще Жигулёвские горы. Входы во многие из них ныне завалены грудами камней, и из-за этого недоступны. Завалы эти – частью рукотворны. Местные жители помнят, как в пятидесятых годах прошлого века к одному из входов в пещеры, где, согласно поверьям, спит Анна-Патерь, приехали какие-то люди, долго суетились и вымеряли там что-то. Затем, под предлогом постройки моста через Волгу, просто взорвали этот вход и уехали. Теперь там нет ни таинственного лаза, ни моста. Отсюда вопрос – кем были неизвестные подрывники и что они пытались скрыть?

Замок Монсегюр

Образ русской богатырши Бориславны удивительно напоминает легендарную носительницу Священного Грааля альбигойцев-катаров, Марию Магдалину. Которая спрятала сокровище-Грааль (тоже пришедший с Востока) где-то в пещерах горного пика Монсегюр. А мордовская Анна-Патерь очень похожа на последнюю из хранительниц Грааля, альбигойскую графиню Эсламонду де Фокс.

Она смогла уйти от преследования папского войска, разрушившего замок катаров, и теперь спит там же, в пещерах Монсегюра. Европейцы верят, что пробудится Хранительница опять же в день страшного суда.

Но – вернёмся в Россию. Здесь, на Жигулёвских и Сокольих горах, говорят, можно встретить «колдунью Маринку» (так народ называет супругу Лжедмитрия Первого, Марину Мнишек). Она, по слухам, жива до сих пор, и «бродячими кладами повелевает, чарами чарует». Горе тому, кто с ней повстречается лицом к лицу. Но это, скорее всего, — отражение древних славянских мифов о Марье Моревне, богине Маре, несущей смерть и наводящей морок. Её называют ещё «злой девкой Маринкой», и говорят, что «мил-друг» у неё – сам Тугарин-Змей. Оттого, наверное, «у Маринки во всяком суставе по змеенышу, по змеенышу, да и по гаденышу».

Великая Эсклармонд, Дама де Фуа

Рассказывают легенды и о местной Хозяйке гор. И лишь избранных из героев допускает она в свои чертоги. Да только пропадают они там навеки. «День за днём стынет кровь молодца, вбирая в себя извечный холод каменных подземелий. Так и гибнет герой в страшной тоске по горячему солнышку за толщей гранитных глыб. Оттого неутешна Хозяйка Гор. По сей день льются в Каменную Чашу ее кристально прозрачные слезы». Это – окончание старинного сказа о Фёдоре Шелудяке. И он определённо перекликается с уральскими сказами Бажова о Медной горы Хозяйке, и Даниле-мастере, выточившем для неё дивной красоты Каменный Цветок. Кстати, это именно «сказы», а не «сказки». Преданья старины глубокой, дошедшие до нас. Рассказывающие о событиях, имевших место в действительности. Сказки же либо – часть космогонических мифов, либо «намёк, добрым молодцам с красными девицами – урок». А во владения Хозяйки Жигулей можно попасть и сегодня (по уверениям старожилов). «На четвереньках в аккурат влезть в них можно, по отполированным норам. Кто проползал – видел на другом конце то, что было сердцу его желанно. Кто степь, кто море, кто лес или горы». «Отполированные норы», именно так люди описывают многокилометровые извилистые туннели, словно пробитые телом огромной змеи.

Своенравны горные Царицы. Независимо от местоположения тех скал, которыми заведуют. Одним удачу пожалуют, другим – беду да болезни. Сколько было на Урале чудесного камня – малахита. Того самого малахита, который так люб сердцу Хозяйки Уральских гор. А сейчас его больше нет. Знающие люди говорят – всё потому, что, в 1941-42 годах, горнодобытчики переключились на железную руду, а прекрасный зелёно-бирюзовый камень просто скидывали в отвалы. Стране нужны были танки и снаряды – кто поспорит. Но только нынче все поделки, что продаются на Урале, сделаны из малахита, привезённого из Африки. Не простила Хозяйка людям того, что её любимый камень в мусор выбрасывали. Закрыла для них его жилы.

Похожая мысль  Крепость Большое Зимбабве

А ещё Уральская Владычица связана с щелпами. Помните Змея-Полоза из бажовских сказов? Он-то и есть – самый главный Щелп. Меняющий обличье – то старичком седобородым прикинется, то крепким мужчиной в расцвете лет, то громадным змеем. Уральцы верят, что именно щелпы обучили людей и горнодобыче, и грамоте. Много чему. Да и сама Хозяйка – то ящеркой юркой обернётся, то змейкой с короной на голове. И называет себя часто – дочерью Царя-Полоза. Мудры щелпы и речи их завораживают. Красива девица, могуч молодец, да только всё прячутся за скалы и деревья. А тот, кто видел их в полный рост, — уверяют – они наполовину змеи. Ничего не напоминает? Скорее всего, тот морок, прекрасный образ, в котором предстают перед обычным человеком щелпы – лишь гипноз. Помните, как завораживал бандер-логов могучий змей Каа у Киплинга?

Великий полоз

Точно так же ворожит и Марья Моревна, что живёт где-то в Жигулёвских горах в образе колдуньи Маринки (которую во многих сказаниях называют опять же – богатыркой). А иначе звать её – Мара Свароговна. И днём она принадлежит Светлому Ирию-Царству, и является женой Даждьбога. А ночью она супруга Чернобога, иначе – Чёрного Змея, Кащея. От такой двойственности кто угодно ведьмой станет. Русичи даже жалели её за такую судьбу, называли «Марёнушкой». Разрывается Мара между Светом и Тьмой, между Даждьбогом и Чёрным Змеем. То одному, то другому чарочку хмельную преподнесёт, равновесие соблюдает. От этого всё сущее в Природе в надёжном балансе находится: день ночью сменяется, а лето – зимой. Смерть приходит за рождением, созидание – за разрушением, и наоборот. Да и смерть – не погибель необратимая, а переход в иную жизнь.

Но связана Мара со Змеем навеки, оттого и превращается в Бабу-Ягу. Однако, того, кто сердцем и помыслами чист, и покормит, и напоит, и в баньке помоет, и спать уложит. А наутро расскажет, как счастья-удачи добиться (светлый Даждьбог поможет). Но горе тому, кто с тёмной душою к ней придёт – за тем Чёрный Змей явится. В образе дракона Горыныча трёхглавого, или Кащея, самой смерти. Умение менять облик – это в характере змеев-драконов – одна из основных черт.

«Речи дракона есть лабиринт из зеркал, каждое из которых отражает истину, но, ни одно не ведет к ней». Так говорила о сладкоречивых мудрых змеях Урсула ле Гуин, автор книг в жанре фэнтези. Лабиринт из зеркал, которые хаотично расставлены друг возле друга… Изображения в них перемешиваются, словно в детской игрушке, калейдоскопе. Но стоит присмотреться – и видно узор, сложный, по-своему красивый. Только цельный узор расскажет правду, нельзя упустить ни одного из многочисленных отражений.

чкрнобог
С Чернобогом славян, одна из личин которого – огромный, страшный Змей, боролся другой бог. Имя его – Крышень. Болгары зовут его Вышний Крышен, сын Златы Майи и Вышна. Индусы же знают его как Кришну, одно из воплощений Вишну. Ну, а Майя индусов… это почти не богиня. Это понятие. Причём, связанное именно с Вишну. Означает оно иллюзорность, неведение человечеством истинной природы вещей. И я не могу не привести здесь отрывок из «Звёздной Книги Коляды»:

«И сказал тогда Чёрный Бог:
— Ты меня осилил сегодня. Явь восстала над Тьмой и Навью. Но придёт и Чёрное Время! И поднимется Чёрный Ворон, и завоет Волк, и родится Змей. И отвергнут все люди Бога, и забудут Вышна и Крышна! Ты стрелою будешь обвенчан, примешь Смерть — Женою младою. И восстанет над Явью — Навь.
И пропел в ответ Вышний Крышен:
— Надо мной взовьётся Ворон, но добычи он не добьётся! Обвенчаюсь со Смертью злой, и опять вернусь Колядой!»

Разбираться именно в этой статье – откуда взялись у болгар и Кришна, и Вишну, и Майя – я не буду. А вот фраза «и завоет Волк, и родится Змей, и отвернут люди Бога», — она как раз в тему. Поскольку именно в конце времён человечество забывает самые главные Заповеди. Необъяснимые никем звуки, похожие на вой, слышны сегодня по всей планете. И тогда на сцену выходит Великий Змей. Те же самые индусы называли его Шешей Нагараджей. Начало и конец во власти Шеши. Он – Чернобог славян. Его почитают и боятся. Причём – почитают не потому, что боятся. Просто понимают – сила, названная Великим Змеем вечна, мудра, и появляется в поле нашего зрения только тогда, когда приходит её время. Тот момент, когда меняются очертания материков, рушатся горы, и вновь свободны от древней магии те Герои и Боги, что были скованы ею так долго. Какими они будут?

Вновь явится Коляда, да нам ли?


CAPTCHA Image
Reload Image