С древнейших времен сохранилась у русского народа вера о связи кладов с тайными магическими силами. В легендах, преданиях, различных современных историях отражены представления, что внутри кладов обитает душа тех, кто их спрятал, что укрытое золото может превращаться в человека или зверя, вернее, принимать зримый облик.
В 1951 году госпоже Ф. «явился во сне» некий неизвестный человек в розовом камзоле и рассказал много интересного. Женщина пересказала свое «сновидение» мужу, но тот заявил, что все это ерунда. Но Розовый Рыцарь являлся вновь и продолжал свои рассказы. Он указал, где спрятан «магический клад». Госпожа Ф. заставила там мужа копать, и был найден клад. Это был ларец старинной итальянской работы, в котором хранился пенал из сильно позеленевшей меди и семь странных печатей, все покрытые каббалистическими знаками. Ими не скреплялись документы, а скорее это были отличительные знаки, по которым посвященные узнавали друг друга при встречах или при других подобных обстоятельствах.
Это довольно редкий и зафиксированный случай, когда был найден клад посредством «видения». Госпожа Ф. вела дневник и сделала запись о кладе за несколько недель до его открытия. Обман, вероятно, здесь сомнителен, поскольку совершенно невозможно подбросить клад, состоящий из вещей столь ценных и редких, что ничего подобного не находится ни в одном музее или частном собрании. Скорее всего, это сам клад подобным способом заявил о себе, приняв в сновиденьях женщины облик Розового Рыцаря.
Так что же сегодня нам известно о магических свойствах кладов?
— Места захоронения кладов являются как бы мостами, связывающими мир людей с миром духов.
— Самый дорогой и самый труднодоступный клад, по народным поверьям — золотой.
— «Золото в кладах «утяжеляется», набирает вес из пламени адского огня.
— Золотой клад способен привязать дух своего хозяина к миру людей. Такой хозяин предстает людям в образе ссохшегося до желтизны старика, в Поволжье это — Степан Разин, позднее Емельян Пугачев.
— С кладами связываются поверья, что души хозяев клада «сливаются» с золотом и там особым образом в отличие от остальных людей, «старятся» в веках.
— Убитые при захоронении (или на месте захоронения) клада — превращаются в стражей клада. Их души не на земле и не на том свете. Берегут они клад чутко, потому что если упустят, то души их сразу отлетят в ад.
— Если клад «умирает» (что тут подразумевается, понять трудно), место то навечно становится проклятым.
— Когда клад «созреет сроками» — он зашевелится в земле, а потом начнет светиться — «ткать сияние». После этого некоторые клады становятся деревом. Из дерева — человеком и на Иванову ночь уходят бродить по земле, унося в себе золото.
— Но по земле этот клад странствует не вечно, через 10-20 лет иссякает его самодвижущая сила.
— И если клад никем «не востребован», он «захоранивается»: уходит под курган, закладывается в подземелье, уходит на дно под воду.
— Клад в урочное время обретает тепло, становится чем-то вроде оборотня. Чаще всего любит выходить золото на свет в виде огненного петуха с червонным гребнем. А если клад перемешен с серебром, то сам петух — белый, а гребень и голова — красные. Свеча на голове тоже красная и зажжена жгучим, потусветным адским огнем.
— Если ударить не наотмашь — свеча погаснет, сам петух «ухнет» в никуда, истает в воздухе. Если вышел клад из земли в виде ли птицы, зверька, какой-либо вещи или человека, тут нужно ударить его левой рукой наотмашь и сказать: «Аминь-аминь, рассыпься!» (8).
— Существуют клады-оборотни, опасные для «слабого сердца». С таким сердцем умирают, видя вокруг чудесные превращения. Из этих кладов — лешие образуются.
По народным поверьям чаще всего подобные Бродячие Клады появляются из глубин таинственной Кудеяровой горы и горы Воеводин Терем, что на реке Усе.
Еще в начале 80-х годов двое местных мужичков пытались заполучить «зачарованный клад», укрытый на реке Усе. Там болотистая местность, и потому копать можно только зимой, когда почва промерзает. Заложили они в декабре раскоп и копали почти весь январь. И вот вроде бы, когда до клада оставалось совсем немного, внезапно небо заволокло тучами. Началась страшнейшая гроза и это зимой. Лошадь, на которой они в санях приезжали на раскоп, испугалась, сорвалась с привязи и понеслась. Мужики, в страхе бросив выкопанную яму, тоже бежали с того места без оглядки…
Что поддерживает веру в эти истории? Возможно, действительные проявления огней, свечения, колокольного звона — подземного?
Для народа все ценное, все исчезнувшее — укрывается до срока сужденого в подземном мире.
Так странным образом преломляется вера народа в существование как малых (обычных) кладов, предназначенных одному конкретному человеку, так и кладов «великих», скрытых для целых народов, всего человечества.
«Придет славное время человеческого очищения, и в эти дни великая Чудь снова появится в полной славе».
Здесь мы видим еще одну сторону этих верований: «Подземный народ» появится на поверхности в особое время, возможно, даже лишь во времена Апокалипсиса. Поднимется, чтобы принять участие в Последней Битве, Преображении Мира.
И странно ли, что в этот срок так же должны подняться из земли все клады захороненные, ожить давно умершие…